г.Бердск
ул. Ленина, д.89/8, офис 711
тел./факс (383) 335-61-47
  Главная    Наши программы    Сотрудничество    Проекты и внедрения    Контакты    Технологии    Вопросы и ответы 
 
Постановление Правительства №1468 «О предоставлении ОМС информации». Проблемы, вопросы, реализация.
•    24 января 2013               
•    Новосибирский Ресурсный центр ЖКХ и строительства на базе ПУ №50
•    Координационный совет по ЖКХ
•    Докладчик: Грязнов Александр  ГК «Прогматик»
   
   
28 декабря 2012 года подписано новое Постановление Правительства РФ №1468 «О предоставлении органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах». В нем рамочно определены ответственные, сроки и разделы информации, обязательные для передачи в органы местного самоуправления (далее ОМС). В течении 2 месяцев Федеральное агентство должно подготовить рекомендации о порядке обмена информации на  местном уровне и единые форматы предоставления данных (Электронные паспорта многоквартирных домов – (далее МКД)).
    Начнем с хороших новостей. Данный документ является логическим продолжением государственной линии на  формирование прозрачных информационных и финансовых потоков в сфере ЖКХ и, в конечном счете, обеспечения прав собственников. Именно они (собственники) сейчас «генерируют» основной поток жалоб и требований в Управляющие компании, муниципальные Управления ЖКХ, ГЖИ, мэрам и представителям полпреда Президента. С учетом окончательного вступления с 1 января в силу многострадального Постановления №354 и существенного изменения порядка и объемов начислений за коммунальные услуги, мне кажется очевидным, что лица, на которых возложена ответственность за реализацию постановления №1468 (УК, ТСЖ, Поставщики услуг и администрации) просто будут заняты настройкой и адаптацию правоприменения Постановления №354. Таким образом, сроки, указанные в самом постановлении о предоставлении информации ОМС, неизбежно будут изменены. Можно вздохнуть с облегчением? Или стоит задуматься о будущем?
    Кто окажется в выигрыше от введения новых обязательств? Действующее уже более 2 лет постановление №731 «О стандартах раскрытия информации» до сих пор остается скорее инструментом устрашения ГЖИ к отдельным управляющим компаниям, чем реальным каналом получения информации для собственников.  В крупных городах в некоторых УК уже прошли по 5-6 проверок и кое-кто даже заплатил многотысячный штраф, в то время как в районах о нем (постановлении №731) иногда и не знают. Претензии вызывают даже не сам состав информации, который носит достаточно общий и местами туманный характер, а отсутствие единых требований к Управляющим компаниям по его исполнению. Кто-то ограничился распечаткой на 1 страничку, другие попытались совместить общие описательные данные и введение «Личных интернет-кабинетов» с возможностью получать доступ к персональной информации, вносить показания приборов, просматривать счета, оплачивать задолженности и видеть техническое состояние своих домов по факту сезонных и аварийных осмотров. Разумеется такие инновации востребованы лишь самыми технически подкованными собственниками.  Но в этом случае и жители и УК получают реальную пользу от нововведений, хотя за это и приходится расплачиваться затратами на автоматизацию.  В другой стороны, УК внедрившие программные комплексы по ведению текущего состояния МКД технологически готовы не только предоставлять такие данные ОМС, но и самостоятельно проводить серьезный экономический анализ эффективности управления МКД. Так называемый «подомовой учет» позволяет с одной стороны формировать обоснованные тарифы, а с другой может стать поводом к расторжению договоров управления МКД. Эпоха гонки за общим количеством домов или квадратных метров уже прошла, теперь владельцев управляющих компаний интересует в первую очередь рентабельность управления, и они могут сами инициировать расторжение договоров с собственниками. Такие дома неизбежно станут дополнительной головной болью для местных администраций. Еще одним вопросом, неизбежно возникающим при прочтении текста постановления, становится: «Что администрации сможет делать с полученной информацией по ПП №1468?». Просто хранить в виде файлов? Пересылать в область?  Очевидно, что данное постановление лишь готовить информационную среду для внедрения некоторых систем, рожденных в Москве.

 
Рис 1. «Облачные»  технологии

    Что нового в Постановлении №1468? Давайте сравним основные требования ПП №731 и 1468, ведь и там и там речь идет о предоставлении информации. Во-первых,  с какими данными придется работать. Постановление №731 требовало раскрывать общую информацию о компании, услугах, тарифах и сводные финансовые показатели, в то время как ПП №1468 работает с термином «Электронный паспорт МКД», где речь идет об инженерных сетях, конструктивных элементах МКД, списках собственников, их начислениях, сборах и иной финансовой информации. Передача таких данных – это тяжелое психологическое испытание для любой сервисной организации. Во-вторых, источник информации.  Если в «Стандартах раскрытия» (ПП №731) обязательства возлагались только на УК, то «Порядок передачи в ОМС» (ПП №1468 предъявляет требования ко ВСЕМ Исполнителям коммунальных услуг, в том числе обслуживающим организациям, ТСЖ, ресурсоснабжающим компаниям. В-третьих, периодичность обновления информации. В ПП 731 достаточно поддержание актуальности на уровне текущего года, ПП 1468 – ежемесячное обновление. В-четвертых, форма предоставления. Как я уже упоминал, «Стандарты» (ПП №731) давали возможность использовать произвольную форму: электронную в виде страниц на сайте или даже бумажную, в виде отчетных форм. В ПП 1468 упоминается единый формат – «Электронный паспорт», который будет нам предложен позже. Такое ограничение создаст существенные проблемы небольшим жилищно-коммунальным компаниям не имеющим современных средств автоматизации и специалистов способных подготовить данные из разнородных источников (биллинговой системы, бухгалтерской системы, инженерных комплексов и аварийно-диспетчерских программ).


Характеристика

ПП №731 ПП №1468
Информация Общая информация о компании, услугах, тарифах, финансовые показатели Детальная информация по каждому МКД, техническое описание, инженерные системы, благоустройство, списки собственников, платежи, задолженности, осмотры и прочее
Источник УК Все Исполнители коммунальных услуг: УК, ТСЖ, РСО, обслуживающие организации
Периодичность Годовая Ежемесячная
Форма Свободная (на сайте или печатная) Установленная – Электронный паспорт
    
    Их проблемы.
Если у собственников, чьи интересы в конечном счете и будут защищать с помощью нового постановления, пока проблем не возникает, то с остальными участниками жилищно-коммунальных отношений не все так просто.  В Управляющих компаниях неизбежно возникнут вопросы:

•    Как собрать в электронный паспорт эту информацию из разнородных информационных систем (а в некоторых случаях вообще перевести в электронную форму с бумаги),
•    Как обеспечить актуальность, т.е. найти ответственного,
•    Кто будет финансировать эти работы? Или как доказать собственникам, что увеличение тарифа на эти работы в их интересах. (вот Вам и проблемы собственников)
•    Кто гарантирует, что такая существенная информация не попадет к конкурентам?
•    Зачем это нужно самим Исполнителям? Может быть стоит просто поискать юридические или технологические поводы не заниматься этой работой?
Не менее запутанная ситуация возникнет и в органах местного самоуправления, причем размер проблемы прямо пропорционален удаленности от областных центров:
•    Как обрабатывать и хранить эту информацию? Ведь если на минуту представить, что все Исполнители законопослушно передадут электронные паспорта, то в Администрациях просто не кому этим заниматься,
•    Что с этой информацией делать? Если предположить, что такая база данных будет создана, то выгода могла бы быть обоюдной: обоснование вхождения в капитальный ремонт того или иного дома прямо зависит от его текущего состояния и усилий УК это состояние улучшать. Так же проще стало бы прогнозировать возникновение негативных сценариев между собственниками и УК.
•   Как проверить эту информацию? Простой пример: проведение сверки по расчетам между РСО и УК может быть легко запутано встречными исками на перерасчеты по недопоставкам и полнотой сборов.  С другой стороны многолетние споры между РСО и жилищниками  получили объективного и информированного арбитра в лице администрации.
•   Зачем это нужно ОМС? Без изменения бюджетов и штатов администрации не смогут полноценно работать по этому постановлению в тех муниципальных образованиях, где единые РКЦ не были созданы или  функции этих центров ограничены только начислениями и сборами денег.
Хотелось бы хотя бы в нескольких словах уделить внимание самой концепции автоматизации ЖКХ. Текущие оперативные цели (сбор задолженности или вхождение в отопительный сезон) не должны загораживать цели стратегические: прозрачное формирование долгосрочного обоснованного тарифа, позволяющего содержать МКД в состоянии, обеспечивающим комфортные условия проживания собственников с одной стороны, и долгосрочную справедливую рентабельность работы жилищно-коммунальных предприятий с высоким уровнем сервиса, с другой.

 
Рис.2   Эволюция целей. 

    Возможные решения проблем.  Прежде всего - кадры. Муниципальные образования Новосибирской области имеют несомненные преимущества, связанные с реализацией проекта областного Ресурсного центра ЖКХ и строительства на базе ПУ-50.  Уже запущены программы подготовки и переподготовки специалистов в области эксплуатации МКД, проводятся семинары для членов Советов домов и координационные советы, в рамках которых идет постоянный мониторинг ситуации и обмен мнениями и опытом.   Подготовка кадров с заданным потенциальными Работодателя набором компетенций – это уже не просто миссия Ресурсного центра, а реально действующие образовательные программы, построенные на практическом опыте Партнеров Ресурсного центра. Одним из таких партнеров является Крупнейшая управляющая компания Новосибирска – СПАС-Дом. Именно ее руководство еще два года назад поставило перед собой задачи оптимизации бизнеса за счет внедрения самых современных информационных технологий. Результатом сотрудничества УК СПАС-Дом с IT-компаний «Прогматик» стала разработка программного обеспечения для учета структуры и состояния жилого фонда. Эта система вобрала в себя богатый практический опыт сотрудников УК СПАС-Дом ранее занимавших ключевые посты в руководстве Государственной Жилищной Инспекции Новосибирской области.   Руководство УК преследовало сразу несколько целей:
•    Перевести всю информацию из бумажной формы в электронную и тем самым избавиться от человеческого фактора, связанного с зависимостью компании от отдельных людей, знающий жилой фонд,
•  Модифицировать весь технологический процесс контроля состояния объекта недвижимости: осмотры, формирование дефектных ведомостей, укрупненных смет, подготовка протоколов для голосования в унифицированный и автоматизированный вид,
•    Сформировать детальную базу данных по всем МКД с точки зрения конструктивных элементов, их дефектов, состояний и ремонтов,
•    Создать технологические предпосылки и удешевить обоснований вхождения в федеральные программы софинансирования,
•  Подготовить данные для развертывания второй очереди информационных системы анализа экономической эффективности управления МКД, дальнейшего развития систем самоинформирования населения и взаимодействия с  ОМС.
   Программный комплекс «Жилой Фонд». Этот программный продукт предназначен, прежде всего, для автоматизации инженерных служб Управляющих компаний и муниципальных Управлений ЖКХ. Он сетевой, т.е. позволяет работать одновременно большой группе специалистов, поддерживает работу с внешними справочниками (типовые территориальные стоимости отдельных видов работ), содержит справочники конструктивных элементов, их виды, технические характеристики, характерные для них дефекты. Информацию можно загружать в виде графических файлов: фото, картинки, данные термографов. Система формирует эксплуатационный, технический и энергетический паспорт. Как только выдут дополнения и разъяснения к ПП №1468, «Жилой Фонд» будет дополнен возможностью предоставлять данные необходимого вида. Подробнее с функциональными возможностями ПК «Жилой Фонд» можно ознакомится на сайте компании разработчика: www.prog-mtik.ru/programs/zhilfond.  Главное, что в отличии от многих других программ, ПК «Жилой Фонд» оперирует с «атомарной» информацией по конструктивным элементам, что дает возможность сортировать, группировать и анализировать весь объем накопленной информации в автоматизированном виде. Не смотря на то, что эта программа начала использоваться в промышленной эксплуатации задолго до появления ПП №1468, именно она может помочь субъектам этого постановления для реальной работы в практической плоскости.
Спасибо за внимание!

Управляющие компании • Расчетно-кассовые центры • Водоканалы • ТСЖ • Коллекторские агентства • Теплоснабжающие организации • Системы приема платежей • ЖСК • Отделы социального обеспечения • Службы паспортного учета • Обслуживающие организации