г.Бердск
ул. Ленина, д.89/8, офис 711
тел./факс (383) 335-61-47
  Главная    Наши программы    Сотрудничество    Проекты и внедрения    Контакты    Технологии    Вопросы и ответы 
 
ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА 2013 г.
(Аналитические материалы группы компаний "ПРОГМАТИК" )
Автор: Грязнов А Ю.
Время: 15.01.2013 г.


  1. Варианты развития систем автоматизации
    В период с 2010 по 2013 год определились следующие варианты внедрения систем автоматизации в ЖКХ:

    • Рыночно-специализированный. Данный сценарий предполагает, что на рынке существует несколько специализированных компаний, производящих системы автоматизации для ЖКХ, и они работают в рамках конкурентной борьбы. Потребители сами выбирают решения основываясь на преимуществах программ, технологий, организационных структур или в соответствии собственным бизнес-схемам.

      Плюсы: Справедливая цена за ПО, большое разнообразие решений, быстрое эволюционное развитие и укрупнение. Гибкая цена за сопровождение. Быстрое реагирование на изменение законодательства.
      Минусы: Отсутствие гарантированных решений для некредитоспособных предприятий, зависимость используемых предприятием ЖКХ технологий от субъективных решений, отсутствие в Предприятиях ЖКХ большого количества технически грамотных специалистов, знакомых с предметной частью.

    • Горизонтальный-ведомственный. Крупные компании ЖКХ формируют специализированные отделы разработки ПО, которые обеспечивают их системами автоматизации.

      Плюсы: Максимальный учет требований особенностей предприятий. Организационное и административное обеспечение связи разработчиков и заказчиков работ.
      Минусы: Не тиражируемые работы и как следствие высокая стоимость разработок. Акцент на обеспечение одной (собственной) стороны взаимодействия. Не универсальность в рамках региона. Не решает вопрос автоматизации мелких или убыточных предприятий.

    • Вертикально-административный. Заказчиком таких работ может выступить профильное ведомство или федеральные структуры. Для разработки будут привлечены крупные фирмы разработчики.

      Плюсы: Внедрение единых технологий на больших территориях (область, округ, РФ).
      Минусы: Огромные затраты на разработку универсальных решений или решения не отражающие реалий. Отсутствие на местах специалистов, способных обслуживать системы или огромные временные задержки на централизованное обслуживания удаленных пользователей. Медленное реагирование на изменение законодательства

    Сводная таблица №1
    No. Название сценария Описание Плюсы "+" Минусы "-"
    1 Рыночно-специализированный
    Свободная конкуренция между независимыми производителями ПО. К государственным функциям относится законодательство и контроль выполнения требований.
    Широкий выбор решений. Естественный отбор наиболее конкурентноспособных программ и схем. Обоснованные цены. Разные типы производителей будут ориентироваться на разные сегменты рынка.
    Проблема автоматизации убыточных предприятий. Субъективный подход к выбору решений.
    2 Горизонтально-ведомственный
    Укрупнение бизнеса в ЖКХ и формирование в структурах компаний специализированных отделов по разработки ПО. В небольших компаниях программы будут писать отдельные специалисты, как это было ранее.
    Максимальный учет требований конкретных особенностей и бизнес-схем. Упрощенная система взаимодействия между внутренним заказчиком и исполнителем. Сопровождение системы производит ее автор.
    Данное решение не тиражируемо и не масштабируемо. За исключением горячего этапа разработки и внедрения экономические затраты на содержание большого штата не целесообразны. Высокая стоимость разработки. Как правило более низкий технологический уровень решений.
    3 Вертикально-административный
    Разработка единых федеральных, областных или ведомственных решений. Проведение конкурсов.
    Единый технологический подход. Формирование единых баз данных. Возможность комплексного анализа
    Отсутствие «полевых» средств автоматизации на местах. Усредненные требования по функционалу и завышенные по производительности (для обеспечения единовременной работы большого круга лиц). Огромные бюджеты и завышенные требования для участников таких конкурсов . Как результат победа непрофильных системных интеграторов и неэффективное использование бюджетных средств на повторный внутренний конкурс субподряда. Завышенные требования по каналам данных и уровню подготовки специалистов на местах. Большие сроки исполнения и медленная реакция на изменения законодательства в будущем. Проблемы стороннего сопровождения таких систем.
    4 Матричный
    Эта модель сочетает положительные черты сценариев №1 и №3. Государство будет задавать правила игры, регламенты, протоколы обмена. Частные компании получат свободу выбора технологических платформ и конкурентную борьбу за клиентов.
    Минимизация бюджетных затрат. Широкий выбор решений. Эволюционный отбор лучших решений на основе практического применения. Развитие высокотехнологичной отрасли (автоматизация ЖКХ) . Эволюционный отбор и укрупнение специализированных компаний.
    Длительность процесса. Возможность в отдельных случаях выбора неэффективных партнеров. Невозможность прямого управления, только косвенное. Необходимость субсидирования или иной формы поддержки неэффективных предприятий в части автоматизации.


  2. Анализ рынка производителей ПО для ЖКХ НСО
    На территории НСО действуют следующие специализированные организации:

    • Группа компаний "***" - одно из крупнейших частных компаний в России, специализирующееся на автоматизации кредитных организаций. Имеет два приложения для ЖКХ: систему начислений и распределенную систему приема платежей. Распространена только в крупных городах РФ СФО. Используемые технологии дорогостоящие и ресурсоемкие. Функционально устарела. Не имеет оперативной связи с реальными пользователями. Расположена в Академгородке. Резидент Технопарка.

    • Компания "*****-***" - небольшая компания основными клиентами которой являются сельские и районные поселения. Интегрированные решения в части начислений и сборов за услуги ЖКХ. Низкобюджетное решение. Не применимо на больших объемах. Технологически устарело. Расположена в Бердске.

    • Компания "*******" - сформировалась из специализированного отдела крупной ЖК компании. Обслуживает группу управляющих компаний из единого холдинга. Современные технологии. Актуальные решения в части начислений, сбора и отчетности. Решения ресурсоемки и требовательны к оборудованию. Расположена в Новосибирске. В прошлом году произошла смена ключевых специалистов.

    • Компания "***" - небольшая компания, имеющая значительный опыт автоматизации УК и РКЦ. Наиболее проработанные решения для начислений и сборов. Несколько лет назад потеряла всех ведущих разработчиков и с этого момента не разрабатывает принципиально новых решений. Технологические решения устарели. Способны автоматизировать муниципальные образования до 100 000 человек. ПО не требовательно к оборудованию и каналам связи. Наиболее проблемная область – сопровождение ПО. Пыталась организовывать собственную сеть частных РКЦ. В большинстве муниципальных образований к настоящему времени проекты свернуты. Расположена в Академгородке. Резидент Технопарка.

    • Группа компаний "ПРОГМАТИК" - небольшая компания, имеющая значительный опыт комплексной и локальной автоматизации. Имеет набор решений для различных направлений ЖКХ: начислений, сбор, инженерные службы, коллекторские отделы, РСО, работа с населением. Распространена как в Новосибирске, так и области (и по территории РФ). Имеет тиражируемые и масштабируемые решения не требовательные к оборудованию и каналам связи. В настоящий момент проводит технологическое обновление (перевод на веб-технологии), параллельно сохраняя решения для удаленных или технологически плохо развитых клиентов. Поддерживает плотную связь с клиентами, что обеспечивает постоянно функциональное обновление. Расположена в Академгородке. Резидент Технопарка.


    Необходимо также отметить существование большого количества не специализированных компаний разрабатывающих ПО для мониторинга ЖКХ. Не имеющих опыта работы к конечными потребителями не знающих особенностей законодательства в этой области.

  3. 3. Некоторые замечания о сфере автоматизации.

    Рассматривая жилищно-коммунальное хозяйство на современной стадии развития, мы должны понимать, что имеем дело с отраслью, где существенное значение имеют социальные, административные, местные и федеральные политические мотивы управления. Именно они могут в значительной степени определять экономическую, технологическую, договорную и финансовую схему взаимоотношений между конкретными субъектами отношений. Присутствует также существенная неоднородность в уровне развития ЖКХ, связанная как с уровнем экономического и технологического развития, так и обеспеченностью коммунальными ресурсами конкретного муниципального образования. Проще говоря, в удаленных районах низкие доходы населения не позволяют повышать тарифы, а маленькие объемы услуг не дают работать на объемах. В таких местах без государственного субсидирования ЖКХ развиваться не будет. В крупных муниципальных образованиях наоборот, количество управляющий компаний идет на десятки. Этому немало способствовала государственная стратегия в области ЖКХ направленная на демонополизацию отрасли. Применительно к жилищным организациям это удалось, а вот работа ресурсоснабжающих предприятий не может быть разбита на отдельные компоненты по технологическим причинам. Такие естественные монополии часто становятся убыточными в силу неэффективного управления. Именно поэтому чаще всего о системе ЖКХ говорят как об убыточной, хотя отдельно взятые предприятия могут быть финансово эффективны почти в любом муниципальном образовании.

    На практике, различия в уровне развития ЖКХ выражаются в первую очередь в степени вовлеченности частного капитала в жилищно-коммунальное хозяйство. Чем больше частных компаний работают на территории, тем скорее всего более равные условия для них созданы или выше емкость рынка таких услуг. Однако не всегда этот рынок может быть доступен для частного капитала. Потенциально экономически выгодные для коммерческих компаний направления работы могут быть монополизированы в руках неэффективных муниципальных (или федеральных) структур с целью защиты от реальной или мнимой угрозы для населения. Любое изменение тарифов или норм прибыли считается заведомо негативным признаком, что вызывает необходимость у руководства жилищно-коммунальных предприятий скрывать экономическую эффективность своих компаний с помощью «распыления» прибыли по аффилированным обслуживающим компаниям. Такое давление не позволяет использовать рыночные механизмы оценки и формирования заработных плат линейным сотрудникам, что в свою очередь влияет на привлекательность профессии для наиболее образованной молодежи. Именно поэтому система ЖКХ является одной из наиболее коррупциогенных

    Еще одним важным фактором является заложенное в законодательстве противостояние между коммунальными и жилищными организациями. Это противоречие не дает возможности создать (без привлечения административного ресурса) такой модели взаимодействия, которая обеспечит одновременно положительный финансовый результат для «жилищников» и «коммунальщиков» и гарантирует качественное обслуживание населения.

    Вывод: Таким образом, комплексная автоматизация ЖКХ «сверху» (вертикально-административная) будет неизбежно сталкиваться с внутренним противодействием отдельных групп, подкрепленных ведомственными или корпоративными интересами. В качестве обоснований будут использоваться как юридические аргументы, не позволяющие напрямую оказывать давление на участников рыночных отношений, так и организационные приемы ухода от избыточной интеграции через смену юридических лиц или размывание ответственности в договорах.

    "Горизонтально-ведомственная" модель не имеет перспектив в долгосрочной области, так как формирование и финансирование внутренних специализированных отделов требует значительных затрат и не зависит от результатов их работы.

    "Рыночно-специализированный" вариант развития событий может стать доминирующим, но требует государственной поддержки и защиты от коррупции.

    Проводя аналогии с историей развития рынком систем автоматизации для кредитных учреждений (одной из наиболее жестко регулируемых областей) можно предположить, что наиболее успешной стратегией развития могла бы стать модель в которой государство определяет стандарты и регламенты работы участников не вмешиваясь в технологии. В этом случае можно обеспечить: широту решений, низкую нагрузку на бюджет, унификацию данных, формирования крупных региональных систем анализа и мониторинга. В этом случае административный ресурс должен обеспечить интеграцию наиболее распространенных решений в некие технологические комитеты, задача которых разрабатывать рекомендации по стандартам и регламентам взаимодействия. Механизмом поощрения такой работы станет административная поддержка, доступ к «свежей» информации и упрощенный режим работы с монополистами (РСО).

    Сценарий, при котором одна из компаний со своими решениями сможет захватить большую часть рынка кажется маловероятным с учетом замечаний о социальных, политических и конкурентных аспектах, а также значительных различиях в сложившихся на территориях бизнес-схем.

  4. Широко распространенные заблуждения о системе ЖКХ

    1. Отрасль ЖКХ убыточна в целом

      Система имеет существенные территориальные, ведомственные и организационные различия. На одной и той же территории всегда будут существовать предприятия доноры и доходные предприятия. Так, как основной источник денежных средств – это население, а оно никогда не будет оплачивать услуги своевременно и в полном объеме, предприятия строят модели выживания за счет своих партнеров, фактически используя их как источники для краткосрочного или среднесрочного кредитования.

      Без формирования местных Положений о взаимодействии (или иных двухсторонних форм соглашений) невозможно достигнуть равновесного состояния приемлемого как для предприятий РСО, так и жилищников.

    2. Существует набор мер по достижению 100% сборов за услуги

      Реальный среднегодовой процент сбора наиболее успешных компаний составляет 97-98%. Именно эта цифра (точнее ее разница со 100%) показывает объем ежемесячных потерь связанных с текущим уровнем жизни, формами собственности и наличием маргинальных элементов. В настоящий момент в законодательстве не предусмотрено действенных механизмов по гарантированному получению оплат за предоставленные услуги. Что еще важнее, стоимость затрат на доведение процента сбора до абсолютного тем выше, чем меньше разница со 100%. Иными словами: затраты не будут себя окупать.

    3. РСО и УК заинтересованы в ресурсосбережении.

      Любые государственные инициативы рассматриваются коммерческими компаниями в первую очередь как способ увеличения прибыли. Так как снижение валовых объемов без снижения затрат на генерацию/транспортировку в любом случае приводит к падению выручки для РСО, то они будут пытаться снижать себестоимость коммунального ресурса за счет снижения его качества. Управляющие компании, взявшие на себя роль Исполнителей коммунальных услуг могут зарабатывать только на дополнительном сервисе связанном в обслуживанием внутридомовых сетей или приборов учета. Такая работа при хорошем качестве сетей носить эпизодический характер и не может покрыть те 2-3% которые связаны с уровнем сбора за коммунальные платежи.

      Единственным источником дохода могут служить ошибки законодательства (п.47 б ПП 354) распределяющие экономию в пользу Исполнителя услуг. Но такая ситуация имеет место только при частичном оборудовании квартир ИПУ.



  5. Риски работы в данном направлении.
    Учитывая вышесказанное можно определить следующие группы рисков для IT-компаний специализированных с ЖКХ:

    Изменение федерального законодательства
    Постоянное немотивированное и нелогичное изменение правил работы в системе ЖКХ и необходимость обеспечения непрерывности работы накладывает существенные нагрузки на компании разработчики. Заказчики как правило не способны четко сформулировать требования, т.к. законодательные акты носят неполный и часто противоречивый характер (пример: 3 редакции ПП 354 за 2 года, отсутствие комментариев по правоприменению, "дыры" в описании порядка расчетов и перерасчетов). В этих условиях договоры технологического сопровождения любого ПО будут либо дорогостоящими для Операторов ЖКХ, либо нерентабельными для IT-компаний.

    Интеграция "сверху"
    Еще одной угрозой работы на этом рынке будет оставаться желание определенных частей административного аппарата создать федеральные или региональные системы, функционал которых будет касаться хозяйственной деятельности Операторов ЖКХ. Очевидно, что такая работа начнется с так называемого аудита или просто сбора информации о текущем состоянии системы. С учетом огромного технологического разрыва в уровнях автоматизации, такая информация будет лежать в широком диапазоне достоверности и актуальности. Попытка принять решение на этой основе имеет сомнительную перспективу. Не смотря это, такой подход выглядит очень привлекательно для органов управления. И на определенный период такое решение может заставить компании ЖКХ приостановить собственные работы и занять выжидательную позицию, что приведет с сокращению финансовой емкости рынка и уходу независимых IT-компаний в другие области.

    Кадровый голод
    Демографические проблемы и проблемы образования накладывают существенное ограничение на количество подготовленых кадров. С учетом значительного спроса на эти компетенции, IT-компании вынуждены повышать ЗП, что в конечном счете сказывается на цене программных продуктов и их привлекательности.

    Бюджетный дефицит
    Развитие IT-компаний полностью зависит от успешности их деятельности по продвижению программных продуктов. Отсутствие основных средств не дает им возможности участвовать в государственных программах кредитования. Все новые разработки ведутся либо на деньги конкретного заказчика или в инициативном порядке на собственные средства.

  6. Концепция развития системы автоматизации ЖКХ
    Анализируя накопленный опты работы по автоматизации различных предприятий, групп компаний, муниципальных предприятий и муниципальных образований НСО можно сделать вывод, что в ближайшие 3 года все уровни ЖКХ потребуют серьезного обновления ПО. Причиной этому будет не только необходимость в обновления функционала под требования законодательства, но и в связи востребованностью перехода от автоматизации финансовой деятельности к автоматизации взаимодействия с собственниками и автоматизации инженерных служб.

    • Первое направление - работа с собственниками. Эти работы обеспечат УК и РСО лояльных клиентов, что позволит формировать долгосрочные отношения на базе прозрачных (в определенной части) информационных потоков. Эти собственники могут стать не только источником финансирования, но и юридическим гарантом от инициатив муниципальной или областной власти. Собственники должны получить функционал самообслуживания или прямого доступа к необходимой информации. Это касается доступа и персональной финансовой информации, снос и оплата показаний приборов учета, данных эффективности управления домом и проблем связанных с распределением денег на содержание дома. Вершиной этой ветки станет система заочного удаленного голосования, что ускорит и узаконит принятие решений и повысит ответственность собственников в части управления общим имуществом.

      В этой части возможна реализация или развитие проектов:
      • "Личный кабинет" - удаленный доступ к персональной информации через веб
      • "Финансовый монитор руководителя" - оперативные данные по предприятию через веб
      • "Е-жалоба" - фронт-офис УК, диспетчерская, оценка эффективности работы обслуживающих компаний или аварийных бригад
      • "Мобильный собственник" - приложения для мобильных телефонов

    • Второе направление- автоматизация инженерных служб.  Это фактический учет текущего состояния объектов недвижимости, как с точки зрения отдельных конструктивных элементов, так и как объектов управления приносящий определенный финансовый результат. Такая работа даст кумулятивный эффект, так как и одной стороны позволит «оцифровать» значительный объем технической информации необходимый для анализа, оперативного управления, взаимодействия с собственниками, участия в федеральных программах и т.п. Компании уже сейчас использующие такие технологии (ПО «Жилой фонд» компании «Прогматик») затратили меньше усилия на выполнение требование ПП 731 и частично готовы по требованиям ПП 1468. Оперативная информация по результатам сезонных и аварийных (по заявкам собственников) осмотров МКД становится базой для формирования дефектных ведомостей, укрупненных смет и предложений по расходованию средств для собственников на голосование. С учетом тесной связи текущих и капитальных ремонтов Объединение такой информации по районам и муниципалитетам позволит создать единые муниципальные базы, но такое объединение возможно только при надлежащей нормативной базе, защищающей интересы УК от конкурентов. Нужно отметить, что автоматизация инженерных служб серьезно затронет и работу с приборами учета, как общедомовыми, так и индивидуальными. В настоящее время в законодательстве существует определенный перевес в пользу РСО. Однако наиболее продвинутые Управляющие компании уже имеют необходимый юридический и судебный опыт нейтрализации давления как со стороны РСО, так и административных структур.

      Существующие и перспективные системы автоматизация инженерных служб:
      • "Жилой фонд" - структура и состояние жилого фонда (осмотры, дефекты, укрупненные сметы, протоколы голосования). Внедрение уже существующей системы прямо сейчас может обеспечить сбор и хранение важной эксплуатационной и технической информации, а также обоснованное включение МКД в федеральные программы на основе независимого аудита или анализа.
      • "Подомовой учет" - учет затрат и материалов по содержанию жилого фонда (бек-офис), диспетчерская (фронт-офис). Программа связывающая эффективность работы и расходования материалов с фактическими потребностями собственников МКД и заработной платой сотрудников аварийных служб. Возможна интеграция систем в единые центры распределения заявок на уровне района/муниципалитета, что позволит оперативно перераспределять задачи и более эффективно использовать существующий штат различных управляющих компаний и обслуживающих организаций на возмездной основе в рамках «единой диспетчерской» - телефон – "112".
      • "Интегратор приборов учета" - система автоматического сбора информации по приборам учета, подсистема приема показаний индивидуальных приборов учета, баланс потребления коммунальных услуг.
      • Система "ЭУД" - система оценки эффективности управления многоквартирным домом. Включает в себя ядро с функциями ручного вноса информации, контроля целостности и полноты данных, редактор экономических моделей оценки, блок анализа и отчетов и регламенты информационных обменов с внешними информационными системами. Такая система может быть интегрирована с внешними биллинговыми, платежными, инженерными и информационными системами, что позволит заполнять данные в автоматическом режиме. Результатом работы будет формирование «Электронного паспорта» по ПП 1468 и формирование экономически обоснованного тарифа на содержание конкретного МКД на основе анализа реальных данных (доходов и затрат).

    • Третье направление работ - системы учета договорных отношений и оплат.  Традиционные системы автоматизации учета собственников, договорных отношений, расчета задолженности и сбора платежей тоже получат новый импульс развития в связи с технологической модернизаций систем коммуникаций и необходимостью исправлять ошибки федерального законодательства. Системы автоматизации должны стать доступным сервисом для ТСЖ и небольших УК от независимого Операторов, способных не только предоставить услуги в части доступа к информационным сервисам по учета задолженностей и сбору, по и обеспечить консультациями работы абонентских отделов и бухгалтеров по начислениям.

Управляющие компании • Расчетно-кассовые центры • Водоканалы • ТСЖ • Коллекторские агентства • Теплоснабжающие организации • Системы приема платежей • ЖСК • Отделы социального обеспечения • Службы паспортного учета • Обслуживающие организации